Образование — это не только средство передачи знаний, но и важный этап в социальном и эмоциональном развитии ребенка. Все родители хотели бы дать достойное образование своим детям. Однако все больше и больше они сталкиваются с тем, что дети отказываются от посещения школы. Чаще всего такие отказы происходят в начале обучения, а также в возрасте 13-15 лет. Давайте разберемся, почему возникают эти отказы.
Общие причины, приводящие к частым пропускам и непосещению школы
Школьный буллинг. Это один из самых распространенных факторов отказа от посещения школы. Дети, подвергающиеся травле, могут испытывать сильный стресс, повышенный уровень тревоги, да и просто страх, что приводит к желанию уклоняться от школы.
Одиночество и изоляция. Если ребенок не находит общий язык с одноклассниками или испытывает трудности в построении дружеских отношений, он может чувствовать себя изолированным и нежеланным в школьной среде. И также отказываться от посещения школы.
Сложности усвоения материала. Дети, которые испытывают трудности в учебе, могут начать избегать занятий, чтобы не встречаться с чувством неудачи и стыда. Обычно они прогуливают школу, не выполняют домашние задания. Это может быть связано с недостатком поддержки со стороны учителей или родителей.
Перегрузка. В современных образовательных системах нередко наблюдается высокая учебная нагрузка. Детям, не способным справиться с большими объемами информации, может быть сложно оставаться мотивированными.
Есть немало и психологических проблем, которые могут привести к прогулам, нежеланию учиться:
Тревога и депрессия. Часто мы думаем, что у детей не может быть депрессии и тревоги. Но мы забываем, что головной мозг ребенка устроен немного не так, как у взрослого. И все эмоции у ребенка и подростка максимально обострены. Тревога и депрессия становятся все более распространенными среди детей и подростков. Они могут проявляться в виде постоянного беспокойства, панических атак или апатии, сопровождаться соматическими симптомами, такими как тошнота, рвота, дисфункции кишечника, головные боли.
Страх перед выступлениями, экзаменами или даже простым взаимодействием с одноклассниками, который может заставить ребенка избегать школы.
Социофобия, расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Семейные обстоятельства:
Изменения в семье. Переезд, развод родителей, утрата близких или другие стрессы в семейной жизни могут серьезно повлиять на психологическое состояние ребенка и его желание посещать школу.
Отсутствие поддержки и внимания. Нехватка внимания со стороны родителей или отсутствие поддержки могут усугубить проблемы. Ребенку важно чувствовать, что его понимают и поддерживают.
Важно понимать, что такие факторы, как низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудач будут только усиливать отказ от школы. Казалось бы, можно решить проблему, просто переведя ребенка на домашнее обучение.
Но, к сожалению, на домашнем обучении тоже есть ряд минусов:
нет социальной среды, которая важна для развития коммуникативных навыков, умения работать в команде, совладать со сложностями и конкуренцией;
высокий риск развития компьютерной зависимости;
риск задержки развития навыков самоорганизации;
закрепление реакции избегания;
нарушение режима сон — бодрствование.
Чтобы помочь ребенку справиться с отказом от посещения школы, следует учитывать несколько ключевых аспектов.
Создание безопасной среды для беседы. Общайтесь с ребенком без осуждения и предвзятости. Регулярные беседы помогут установить доверительные отношения и дать понять, что его чувства важны и имеют значение. Постарайтесь узнать о его переживаниях, страхах и причинах нежелания ходить в школу.
Постепенное возвращение к учебе. Вместо того чтобы настаивать на немедленном возвращении в школу, стоит разработать план, позволяющий ребенку постепенно адаптироваться к учебному процессу. Это может быть частичное посещение занятий, участие в клубах или мероприятиях, которые ему интересны.
Позитивное подкрепление. Поощряйте любые усилия, направленные на возвращение в школу. Это может включать похвалу за небольшие успехи или организацию приятных активностей после посещения уроков.
Работа с педагогами. Важно изменить педагогическую схему избегания неудач на мотивацию достижения успеха. К сожалению, дети часто сталкиваются с запугиванием.
Обращение за профессиональной помощью. Если проблема сохраняется и не удается разобраться в причинах самостоятельно, стоит обратиться к психологу, врачу-психотерапевту. Специалист сможет провести диагностику, выявить возможные расстройства и предложить эффективные методы терапии.
В центре персонализированной психотерапии и психиатрии ЭмоциУМ есть как психологи, так и врачи-психотерапевты, которые могут помочь ребенку преодолеть трудности. Также в центре ЭмоциУМ проходят тренинги по методам противодействия при буллинге, повышению стрессоустойчивости и преодолению социальной тревожности и застенчивости.
В практике нашего центра был такой случай: девочка-подросток до 14 лет была активной, веселой со слов родителей, но стала меняться, появилась раздражительность. Она перестала встречаться с друзьями, стала избегать общения с ними, все чаще запиралась в своей комнате, постоянно говорила «никому я неинтересна», одновременно жаловалась на слабость, бессилие, трудности в концентрации и внимании. Девочка перестала делать домашние задания, успеваемость снизилась, начала прогуливать школу. Потом она и вовсе отказалась в нее ходить вплоть до мыслей сбежать из дома и навредить себе, чтобы не пойти в школу. Родители испробовали все способы: разговоры, наказания и многое другое, но ничего не помогало. В отчаянии они обратились к нам в центр, где была оказана комплексная психолого-психиатрическая помощь, и девочка вновь смогла учиться.
Важно помнить, что каждая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода. Открытость в общении, поддержка и понимание могут помочь ребенку преодолеть трудности и снова обрести радость от учебы. Понимание причин отказа и работа над их устранением будут способствовать не только успешному возвращению в школу, но и формированию здорового отношения к обучению и саморазвитию в будущем.